0331 (0331) wrote in zlatograd2011,
0331
0331
zlatograd2011

Миракль рядового дня.


Как правило отчетов об играх я не пишу.
Но в этот раз видимо предстоит исключение.
Впрочем писать о всей игре смысла не вижу. Скажу кратко: кому-как, а мне было очень здорово.

Спасибо всем-всем-всем кто со мной играл (и не только в карты «на органы»)
Отдельное спасибо мастерам за:
1. великолепный выбор периода игры
2. концепцию истории и сказки (и смелость в эксперименте)
3. за то что позвали меня :)
4. за мельницу(!)
Отдельное спасибо моим «подмастерьям», и особенно – Йюро (Ру) который терпел все мои измывательства, и именно благодаря которому мельница адекватно функционировала

Читая отчеты об игре разных участников, нередко натыкаюсь на момент сожжения мельника на площади в Градиште. Хочу поделиться здесь своим взглядом на это событие, так как я был его непосредственным участником.
 

Перво-наперво надо сказать кто же такой был Пан (?) Йозеф (Иосиф) Черхманек. В сказочном пласте это был Чёрт – этакий мелкопоместный Голландец Михель  («Холодное Сердце» Гауф). В историческом пласте Пан Йозеф был откровенным негодяем – завистливым, лживым, трусливым и жестоким. Ему доставляло огромное удовольствие издеваться над другими людьми. Большинство подмастерий на мельнице долго не задерживалось – бежали. Чтобы остановить поток беглецов Пан Черхманек стал запугивать своих подручных. Он говорил, что способен их заколдовать, что якшается с чёртом и пр. Самого нерадивого обещал смолоть на мельнице заживо, и подмешать в муку горожанам. Когда угроз ему стало казаться мало, он построил на мельнице несчастный случай и сжёг одному из своих подмастерий (Йюро) лицо. Тем же кто тянулся к черной магии, он сулил обучение, за хорошую работу, да только посулы так и оставались посулами.
 

Попав к гуситам Пан Йозеф жутко перепугался и поначалу пытался выкрутиться, щедро мешая правду с ложью и стараясь спихнуть вину на ближнего своего. Когда же его злодеяния вскрылись и запахло костром, Черхманека объял животный ужас. Он валялся в ногах Яна Жижки и вопил не своим голосом.
Йозефа Черхманека сожгли на городской площади в Градиште вечером в пятницу при большом скоплении народа. Перед смертью единственным желанием мельника было принятие святого причастия, так как взаправдашним колдуном (в историческом пласте) он конечно же не был, и жутко боялся попасть в ад. После публичной исповеди и причастия костер запылал.
В этот момент в толпе раздался ропот и несколько горожан (?) подбежали к костру и попытались вытащить оттуда обожженного мельника. Возникла свалка. Чашники били горожан, горожане били чашников. Мельник истошно вопил – ему казалось что толпа раздирает его на части. Чёрт, стоя поодаль от свалки,  хохотал и хлопал в ладоши. Наконец, кто-то ударил Черхманека в живот клинком. Вскоре после этого чашники возобладали и оттащили тело мельника к костру. Из толпы продолжались выкрики. Один из гуситов поднял нож и трижды вонзил его в уже мёртвое, обожженное тело. После этого то, что еще оставалось от Йозефа Черхманека бросили в костер. И он сгорел.
 

Именно этот эпизод (вытягивание мельника из костра) вызвал в последствии много обсуждений. Ниже я привожу свое мнение по этому вопросу.
1. суд над мельником был абсолютно справедливым по принципам того времени (да и не только того)
2. едва ли в логике рядового исторического персонажа того периода было сочувствовать уличенному в колдовстве, а более того – пытаться его спасти, рискуя своей жизнью и благополучием своего города
3. чем обычно заканчивается спасение колдунов хорошо описано в «Страшной мести» у Н.В. Гоголя
В связи с вышеизложенным, спасение мельника выглядит не вполне естественно для этой исторической реалии. И у ряда игроков вызвало некоторое (?) недовольство. Начали говорить, что это вмешательство было вызвано «смешением пластов» игры.
НО: (!)
1. к счастью кроме понятных и естественных поступков во все времена бывают непонятные и неестественные, и именно они двигают наш мир из прошлого в будующее
2. я думаю, что в попытке спасти мельника не было примеси «сказочного» пласта – кому бы понадобилось спасать неуязвимого Черта? Скорее тут в историческую модель первой половины 15 века прорвалась мироощущение дня сегодняшнего. И может быть просто то светлое, что содержалось не столько в персонажах, сколько в игроках.
Я вспоминаю одну из своих любимых новелл у Св. Логинова – «Миракль рядового дня».
Перечитайте ее, пожалуйста. Может быть, она о тех, кто вытаскивал мельника из огня.
Спасибо.  
 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments